Нефтекамск-Кунгур 17-18.07.2009

Трудно сказать с чего все началось.  Возможно просто стало скучно. Как-то сама-собой под влиянием друзей неожиданно организовалась поездка в Кунгур. За три дня закупили и приготовили снаряжение и карты. Карты были нужны поскольку маршрута никто не знал. В дороге пользовались в основном вырезкой из автомобильного атласа, наверно еще советских времен, поскольку дороги примерно соответствуют, а вот расстояния на них не совсем. Конечный пункт конечно же кунгурская ледяная пещера.

наш маршрут Янаул-Кунгур обозначен стрелками

Вот эта вырезка и маршрут на ней отмечен. Поскольку маршрут Нефтекамск-Янаул всем известен, то он здесь и не приведен. Основные пункты, имеющиеся на указателях: Янаул-Куеда-Чернушка-Деменево-Уинское-Орда-федеральная трасса (Екатеринбург-Пермь)-Кунгур. Расстояние по спидометру 300-320 км. Дорогу к пещере в Кунгуре найти очень легко: после въезда в город везде висят указатели «Кунгурская ледяная пещера». Но это уже в конце пути.

А в начале довольно длинная дорога. Вот он наш экипаж.

Наш пассажир

Бортинженер

Штурман

Главный водитель

Ну а руководитель он как всегда сзади за кадром и его не видно.  Дорога практически везде почти приличная, по нашим российским меркам. За исключением участка Янаул-Куеда. По дороге в Кунгур мы решили ехать по короткой дороге: дорога действительно короткая, только в основном этот участок проходит по гравийным шоссе. Для любителей обозревать сельские просторы конечно рай. Вот карта. Основные пункты: Янаул-Истяк-Арлян-Сандугач-Рабак-Барабан-Бол.Гондыр-Капчак-Урталга-Куеда. Можно конечно ехать и по асфальту: Янаул-В.Татышлы и далее, но там путь несколько длиннее.

маршрут Янаул-Куеда

Проехав Чернушку, находим живописное место рядом с трассой и устраиваем первый привал.

Вот она: свобода...

Краткое ТО

Чай в полевых условиях

и возможность размяться после долгой езды...

и возможность немного размяться...

Далее привалов больше не устраивали – ехали практически без остановок до самого Кунгура. Надо отметить, что после Чернушки по всей трассе чуть ли не каждые 20 км засада ГИБДД. Рельеф местности и, соответственно, дороги здесь изобилует спусками-подъемами,  совмещенными с крутыми поворотами, где ограничена скорость. Счастье для ГИБДД. Ехать приходится тщательно соблюдая правила. Выезжая с привала забываю включить ближний свет и тут же попадаюсь на ближайшем пикете. Расстаюсь с сотней и далее всю дорогу туда и обратно соблюдаю правила.. :) .. воспитался. Без происшествий прибыли в Кунгур и воссоединились с друзьями, выехавшими несколько ранее нас (у пещеры разумеется: где же еще в Кунгуре). По плану подразумевалось, что жить будем в палатках, а потому необходимо было найти место для лагеря. После безуспешных самостоятельных поисков пообщавшись с местными жителями нашли прекрасное место. На берегу местной реки Сылвы, и не очень далеко от пещеры, что нам было важно, около нее намечались мероприятия, в которых нам хотелось поучаствовать.  Карта вот.

kungurДеревня Филипповка, вернее дорога к ней с указателем находится рядом с пещерой. После деревни дорога идет вдоль берега реки: сам берег крутой, но к воде есть многочисленные съезды, растительности на берегу немного, сам берег в основном каменный. На другом берегу железная дорога и лес. Эти места служат также местом отдыха для местных жителей, но места хватает всем. Места надо сказать красивые. Вот в таком красивом месте разворачиваем палаточный лагерь.

Вот оно место для лагеря

Только устанавливаем палатки – начинается дождь: сначала мелкий, затем усиливается. Все прячемся по установленным палаткам и начинается ливень с сильным ветром и грозой.  Пережидаем в палатках. Все в своих. Минут через 20 гроза и ливень также неожиданно заканчиваются. Выбираемся из палаток и подсчитываем потери. Все палатки-раскладушки промокли насквозь (никогда не покупайте таких, они выполняют чисто декоративную функцию: наверно в ней можно переодеться на пляже :) ).

я самый последний, у остальных палатки-раскладушки

чем хорош каменный берег-с очагом нет проблем: вот кто-то нам оставил действующий

все дружно занялись обустройством палаток...

Наша недорогая Larsen прекрасно выдержала ливень. В принципе в ней можно ночевать и в дождь. Остальные стали непригодны для дальнейшего проживания. Совещаемся и решаем вернуться в отель при пещере. Есть там такой. Называется «Сталагмит».  От пещеры 5 мин. пешком. Вполне благоустроен, на звездочки не тянет конечно, но переночевать с комфортом можно. Даже удобства, включающие душ имеется в номере. Имеется при нем и кафе, только в тот вечер оно было арендовано для свадьбы. Но нам оно без надобности. За 1200 руб. нам предлагают 3 и 4-х местные номера, берем на каждые две семьи по одному (Цены надо сказать на уровне 2-х комнатного люкса в гостинице Абхазии на побережье). Дополнительно за 50 руб. дают электрический чайник, которым можно пользоваться в номере. За другие 50 можно поставить машину на охраняемую стоянку с выходом из отеля. Пробуем чай из местной водички: пить это можно только испытывая сильную жажду-вода ужасная да еще и с примесью огромного количества хлорки. Но к этому мы были готовы: у нас собой есть канистра с родниковой водой. Ей и пользуемся.

чай в номере

DSC06599 (Medium)

почти походный ужин

С приготовлением пищи тоже нет никакой проблемы. Здесь же в гостинице можно взять напрокат мангал (250 руб.),  время пользования и дрова не ограничены, причем в связи с плохой погодой разрешают пользоваться им в дальнем углу автостоянки. А поскольку мы готовились провести вечер на природе – нас всех это вполне устраивает. На мангале жариться мясо на решетке, там же в углу мангала устраивается большая кастрюля с походной похлебкой из картошки с тушенкой. Жизнь прекрасна. С наступлением темноты присоединяемся к группе школы дальнейшего энергоинформационного развития. Они готовятся походить по углям. Нам это тоже очень интересно. Около их костра уже идет священнодействие.

вот он-костер

мастера стихии...

костер в натуральную величину

вот он костер

вот они-угольки

а вот они-угольки

вообще энергетика этого места очень интересна: не смотря на заполненный день с длинным переездом усталости не чувствуется, есть-пить особенно не хочется. Дети тоже кажется не устали: время пол-второго ночи, а спать пока никто не хочет.

все в предвкушении

дети тоже не спят-ждут родителей

вот пошли наши, нефтекамские

пошли наши, нефтекамские

вот для меня подсыпали свежих угольков...

а для меня подсыпали свежих угольков...

и я пошел...

Ощущения надо сказать непередаваемые, занятие в принципе вполне безопасное, но очень уж страшное, на первый взгляд, поэтому тут главное решиться на это, а решившись и пройдя по углям становишься практически другим человеком… наверно уважения к себе добавляется.

Все мероприятие около двух часов ночи заканчивается, после чего пьем чай и ложимся спать. Сон после такого насыщенного дня просто замечательный.

вот опять наши...

и еще наши...

и вот наш самый маленький, но очень смелый компаньон...

Подъем в 7-30, несмотря на недолгий сон ощущения прекрасные. Сегодня у нас с утра запланирована рабочая экскурсия в пещеру с лекцией и купанием: все там – в пещере. Опаздывать крайне не рекомендуется. Организаторы сообщили, что Кунгурская ледяная пещера попал в финал конкурса 7 чудес России и желающих попасть в пещеру стало в несколько раз больше: как организованные группы, так и сборные экскурсии запускают строго по графику, опоздавших не ждут. Вообще организовано все солидно: вход в пещеру закрыт на решетку с замком, пропускает в пещеру только охрана с тщательным подсчетом числа зашедших. Правда при выходе почему-то  не пересчитывают. Вход для взрослых 300 руб. (или 400 если попадаете на экскурсию с демонстрацией лазерного шоу – есть там такое: в принципе оно представляет демонстрацию 6 минутного мультика про пещеру, но исполнение конечно впечатляет-в самом большом гроте пещеры в полной темноте лазерный мультик на полупрозрачном экране и сводах пещеры, стоит посмотреть) и 150 руб. для ребенка, дети до 5 лет бесплатно, но полная экскурсия утомительна для таких маленьких, хотя впечатления оставляет сильные (особенно мультик).

вот он: вход в пещеру

вход в пещеру

а вот мы: в полной готовности

и все вместе...

Описывать пещеру – дело неблагодарное: это надо видеть. Фото с трудом передают все великолепие подземного мира ледяной пещеры. Она не зря называется ледяной, первая от входа часть в зоне постоянно отрицательной температуры и там очень много льда даже сейчас: в середине июля.

просто ледяные закоулки...

Дед мороз со Снегурочкой из льда...

льды и скульптуры из льда...

ледяная мышь...

та же мышь, без вспышки, как есть в пещере...

невероятные нагромождения камней...

Из соображения экономии времени нас ведут не обычным туристским маршрутом, длина которого к слову больше 2 км, а коротким путем к цели нашего путешествия: самому большому гроту. Идем конечно в сопровождении экскурсовода, который дает краткие пояснения. Та же экономия времени выливается в необходимость протискиваться не самыми удобными проходами. Однако это нас сильно не смущает и мы успеваем фотографировать все, что встречается.

но кругом все-равно красиво

вот они узкие проходы...

и низкие своды...

Доходим до цели нашего путешествия – грот Геологический. Здесь у нас лекция (культурная программа однако).

очень большой грот: вспышка не может осветить дальний конец...

Все запаслись теплой одеждой, пенками и спальниками. Температура здесь (это теплая часть пещеры) +2…+4 градуса. Если идти просто на экскурсию, то можно просто тепло одеться. Мы же намерены провести сидя (или лежа, кто сумеет устроится) около часу. Так вот спальники нужны для дополнительного утепления.  Когда все устраиваются-свет выключается, слушаем лекцию в течение часа. Темнота полнейшая, такую темноту просто не с чем сравнить. Сюда не проникает ни единая частичка света. Не видно ни чего в принципе. С открытыми глазами видно столько же, что и  с закрытыми. Ни где так хорошо не размышляется о  происхождении вселенной и смысле жизни, как здесь. Наверно так было перед большим взрывом, образовавшим нашу вселенную. «…и тьма над бездною…» …тьма которая является следствием отсутствия света. Хорошо что под ногами камень и где-то в углу слышно как капает вода.  К концу часа холод начинает пробираться через пенку и спальник. Но замерзнуть не дают-лекция заканчивается. Свет включается. Но это еще не все сильные ощущения на сегодня. Далее в программе купание в подземном озере. Во всей пещере что-то около сотни таких озер, все они соединены между собой. Температура воды в них – те же +2…+4, из фауны живут в них только какие-то уникальные местные рачки.

подземное озеро: вода очень чистая...

подземный пляж

холодненькая...

но купаться можно...

наши смелые женщины...

не боятся холодной воды...

Ощущение-как будто купаешься в проруби, вода примерно той же температуры, ледяная. Только прорубь почему-то перенесли в пещеру. А еще впоследствии экскурсовод говорил, что это минеральная и лечебная вода. Как бы то ни было, когда выходишь из воды и вытираешься-становиться не просто тепло, а жарко. Настроение резко повышается: чувствуешь себя свежезаряженным аккумулятором.

но настроение повышается у всех...

после купания настроение повышается у всех...

а вот озеро рядом: оно настолько прозрачно, что воды не видно...

После купания к выходу еще надо пройти столько же. На избытке энергии бодро пробегаем остаток маршрута, не забывая на ходу любоваться на подземную красоту и фотографировать самое интересное.

а вот знаменитая крыса из камня...

и еще озеро...

Еще немного и выходим на свет. Тоже положительные эмоции: после долгого сумрака приятно опять увидеть солнышко.
Время уже обед: быстро перекусываем и обратно в пещеру-ведем на экскурсию детей. У них впечатлений тоже очень много: очень нравиться трогать лед посреди лета, нравятся ледяные скульптуры. И больше всего конечно мультик.

большие камни...

После экскурсий завершающим этапом является покупка местных сувениров. Здесь же у входа в пещеру продается их огромное множество. Правда с десяток лавок торгуют очень схожим ассортиментом. Большая часть привозная, хотя много и местных поделок из камня. Вообще выбор есть на любой вкус.
На этом наша программа заканчивается и начинаем собираться в обратную дорогу.

Собираем с просохшее снаряжение и тщательно все утрамбовываем в машины. Закупаем немного местных продуктов на обратную дорогу. Заправляем машины. На все уходит несколько часов и выезжаем обратно уже около 6 часов вечера. Обратная дорога проходит без приключений и привалов.  Правда один все-равно делаем: заезжаем на родник в Янбарисово и пополняем запасы родниковой воды.

родник..

немного отдыхаем

немного отдохнем и в путь

Обратная дорога занимает около 4,5 часов и 22-30 мы уже в Нефтекамске. Развозим всех по домам и разгружаем машину. Ужинаем. С удивлением замечаю, что время около часа ночи, а усталости никакой. Это из прошедших 1,5 суток просидел за рулем 10 часов, была крайне насыщенная культурная программа, поспать удалось только часов 5. Продолжая удивляться самому себе отправляюсь на поиски места где можно помыть машину.
Вот так неожиданно для самих себя мы очень хорошо отдохнули, потратив на это менее двух суток. :)

2 коммент. к “Нефтекамск-Кунгур 17-18.07.2009”